Статьи

Сколько критериев периодизации выделяют в современной возрастной психологии

В современной возрастной психологии выделяют три основных критерия для периодизации: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование. Каждый критерий помогает определить период развития ребенка, при котором происходят основные изменения в его жизни и личностном развитии.

Существует несколько возрастных периодов детства, включая: младенчество (до 1 года), раннее детство (от 1 года до 3 лет), дошкольное детство (от 3 до 6-7 лет), младший школьный (от 6-7 лет до 10-11 лет), подростковый (от 10-11 до 14-15 лет) и юношеский (от 14-15 до 17-18 лет). Каждый период отличается особыми характеристиками, как в физическом, так и в психологическом развитии ребенка.

Известный психолог Л.С. Выготский выделял три группы периодизаций, отличающиеся возрастными границами и критериями, на которые ставился акцент. Однако, периодизации в современной психологии могут отличаться друг от друга.

При периодизации для взрослых используется классификация ВОЗ и МОТ, в которой выделяются следующие периоды: ранний взрослый возраст (25–35 лет), средний взрослый возраст (36–45), поздний взрослый (46–60), пожилой (60–74), старческий (75–89), возраст долгожителей (90 и старше).

Чтобы определить возрастной период ребенка или взрослого, необходимо обратить внимание на основные изменения, которые происходят в жизни человека в этот период. Например, для подросткового периода характерно начало полового созревания, усиление формирования личности и подготовка к взрослой жизни.

Для успешного развития и преодоления трудностей каждого возрастного периода, нужно использовать различные подходы и стратегии. Таким образом, родители, учителя и педагоги должны понимать, какие особенности присущи каждому периоду, чтобы обеспечить максимальную помощь и поддержку в процессе развития и воспитания.

^