Статьи

Какие 3 группы Периодизаций психического развития выделяет Л С Выготский

Л. С. Выготский — один из наиболее известных психологов ХХ века, который сделал значительный вклад в понимание процессов психического развития.

  1. Основные группы периодизаций психического развития по Выготскому
  2. Количество групп возрастных периодизаций по Выготскому
  3. Периоды психического развития в периодизации Выготского
  4. Литические и критические периоды развития по Выготскому
  5. Полезные советы и выводы

Основные группы периодизаций психического развития по Выготскому

С. Выготский выделил три группы периодизаций. Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.

Количество групп возрастных периодизаций по Выготскому

Выготский выделял 3 группы периодизаций:

  1. Период новорожденности, который характеризуется первыми месяцами жизни и формированием основных навыков и реакций.
  2. Вторая группа — периоды развития в возрасте от года до 6 — 7 лет.
  3. Третья группа связана с подростковым периодом, который продолжается до окончания полового созревания.

Периоды психического развития в периодизации Выготского

Ж. Пиаже за основу своей периодизации взял интеллектуальное развитие и выделил четыре стадии:

  1. Сенсомоторная стадия (от рождения до 18–24 месяцев) — период, когда ребенок получает информацию о мире через свои ощущения и движения.
  2. Дооперационная стадия (от 1,5–2 до 7 лет) — период, когда ребенок учится пользоваться языком и символами, но еще не может их оперировать логически.
  3. Стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет) — период, когда ребенок умеет делать логические выводы и решать задачи, связанные с конкретными объектами.
  4. Стадия формальных операций (от 12 до 17 лет) — период, когда ребенок уже способен решать задачи абстрактного характера и оперировать символами.

Литические и критические периоды развития по Выготскому

С. Выготский выделял стабильные (литические) и критические периоды развития (кризисы). В литические возраста происходит накопление и наращивание определенных функций, а кризис — это резкий скачок развития, период качественных преобразований.

Полезные советы и выводы

  1. Понимание стадий развития позволяет родителям и педагогам лучше разбираться в потребностях и интересах ребенка.
  2. Психическое развитие происходит в различных возрастах и может зависеть от многих факторов, таких как среда обитания, культурные традиции и генетические предпосылки.
  3. Каждый ребенок уникален и имеет свой путь развития, поэтому важно не только понимать общие закономерности, но и учитывать индивидуальные особенности при работе с ним.
  4. Понимание литических и критических периодов может помочь родителям и педагогам выбрать правильные методики обучения и развития.
  5. Важно помнить, что развитие происходит на протяжении всей жизни и поддерживать интерес к учению и самосовершенствованию важно не только в детстве, но и во взрослой жизни.
^