Статьи

Как работает тормозная система зил 130

ЗИЛ-130 — настоящий труженик советских и постсоветских дорог. 🚚 Его мощный двигатель и внушительная грузоподъемность всегда впечатляли. Но за надежной работой двигателя и мощью машины стоит не менее важная система — тормозная. 🛑 Именно она отвечает за безопасность водителя, пассажиров и других участников движения.

В этой статье мы подробно разберем, как устроена и работает тормозная система ЗИЛ-130. Вы узнаете о ее особенностях, принципах работы и ключевых элементах. Погрузимся в мир пневматики, механизмов и гидравлики, которые обеспечивают надежную остановку этого легендарного грузовика.

  1. Две системы — двойная безопасность: Рабочая и стояночная тормозные системы ЗИЛ-130
  2. Рабочая тормозная система: Пневматический привод в действии
  3. Стояночная (ручной) тормозная система: Надежный фиксатор
  4. Главный тормозной цилиндр (ГТЦ): Сердце гидравлической системы
  5. Конструкция тормозного механизма: Барабан и колодки в тандеме
  6. Регулировка и обслуживание тормозной системы: Залог безопасности
  7. Советы по эксплуатации тормозной системы ЗИЛ-130
  8. Заключение: Надежность и безопасность на дороге

Две системы — двойная безопасность: Рабочая и стояночная тормозные системы ЗИЛ-130

ЗИЛ-130, как и многие грузовики, оснащен двумя независимыми тормозными системами: рабочей и стояночной (ручной).

  • Рабочая тормозная система — это основная система, которая используется для торможения во время движения. Она основана на пневматическом приводе и воздействует на все колеса автомобиля.
  • Стояночная (ручной) тормозная система — предназначена для удержания автомобиля на месте во время стоянки. Она имеет механический привод и воздействует на тормозные механизмы, установленные на раздаточной коробке.

Такое разделение обеспечивает повышенную безопасность. Если одна система выйдет из строя, вторая сможет обеспечить остановку автомобиля. Это особенно важно для грузовика, который несет на себе значительный груз и имеет большую массу.

Рабочая тормозная система: Пневматический привод в действии

Основной принцип работы рабочей тормозной системы ЗИЛ-130 — использование сжатого воздуха. Давайте рассмотрим этот процесс пошагово:

  1. Компрессор — сердце пневматической системы. Он непрерывно нагнетает сжатый воздух в ресивер (резервуар для хранения сжатого воздуха).
  2. Ресивер — хранит сжатый воздух под определенным давлением. Давление в ресивере контролируется специальным манометром.
  3. Педаль тормоза — при нажатии на педаль тормоза водитель активирует систему.
  4. Клапан — нажатие на педаль тормоза приводит к открытию специального клапана.
  5. Тормозные камеры — сжатый воздух из ресивера через открытый клапан поступает в тормозные камеры, которые находятся на каждом колесе.
  6. Шток и диафрагма — внутри тормозной камеры находится диафрагма, которая под действием сжатого воздуха перемещает шток.
  7. Тормозные механизмы — шток воздействует на тормозные механизмы, которые, в свою очередь, прижимают колодки к тормозному барабану.
  8. Торможение — трение между колодками и барабаном замедляет вращение колеса, и автомобиль тормозит.

Важно отметить: давление воздуха в тормозной системе регулируется автоматически. Чем сильнее водитель нажимает на педаль тормоза, тем больше воздуха поступает в тормозные камеры, и тем сильнее торможение.

Стояночная (ручной) тормозная система: Надежный фиксатор

Стояночная тормозная система ЗИЛ-130 — это механический привод, который воздействует на тормозные механизмы, установленные на раздаточной коробке.

  • Рычаг стояночного тормоза — расположен в кабине водителя.
  • Тросы — рычаг соединен с тормозными механизмами при помощи тросов.
  • Тормозные колодки — при включении стояночного тормоза колодки прижимаются к тормозному барабану, расположенному на раздаточной коробке.
  • Фиксация — таким образом, вращение карданного вала блокируется, и автомобиль надежно фиксируется на месте.

Стояночный тормоз предназначен исключительно для удержания автомобиля на месте во время стоянки. Не стоит использовать его для торможения во время движения — это может привести к поломке системы и аварийной ситуации.

Главный тормозной цилиндр (ГТЦ): Сердце гидравлической системы

В тормозной системе ЗИЛ-130 помимо пневматической системы также присутствует гидравлическая система, которая отвечает за работу привода тормозов.

  • Педаль тормоза — при нажатии на педаль тормоза водитель приводит в действие ГТЦ.
  • ГТЦ — накачивает тормозную жидкость под давлением.
  • Тормозные магистрали — тормозная жидкость под давлением передается по тормозным магистралям к колесным тормозным цилиндрам.
  • Колесные тормозные цилиндры — давление тормозной жидкости приводит в действие тормозные механизмы — барабанные или дисковые.
  • Тормозные колодки — колодки прижимаются к тормозному барабану или диску.
  • Торможение — в результате трения между колодками и барабаном/диском происходит торможение.

Важно: тормозная жидкость должна быть несжимаемой. Это позволяет передавать давление от ГТЦ к колесным цилиндрам без потерь.

Конструкция тормозного механизма: Барабан и колодки в тандеме

Тормозные механизмы ЗИЛ-130, как правило, барабанного типа. Давайте рассмотрим их конструкцию:

  • Тормозной барабан — это стальной цилиндр, который вращается вместе с колесом.
  • Тормозные колодки — имеют фрикционные накладки, которые прижимаются к внутренней поверхности тормозного барабана.
  • Пружины — возвращают колодки в исходное положение после торможения.
  • Рычаги — передают усилие от штока тормозной камеры или колесного цилиндра к колодкам.

Принцип работы: когда водитель нажимает на педаль тормоза, шток тормозной камеры или колесного цилиндра давит на рычаги, которые раздвигают тормозные колодки. Колодки прижимаются к внутренней поверхности барабана, и происходит торможение.

Регулировка и обслуживание тормозной системы: Залог безопасности

Регулярная проверка и обслуживание тормозной системы — это обязательное условие для безопасной эксплуатации ЗИЛ-130.

Основные моменты:
  • Проверка уровня тормозной жидкости — уровень жидкости должен быть в пределах нормы.
  • Проверка герметичности тормозных магистралей — не должно быть утечек тормозной жидкости.
  • Проверка состояния тормозных колодок — износ колодок должен быть в пределах нормы.
  • Проверка работы тормозных механизмов — тормоза должны работать плавно и эффективно.
  • Проверка давления в пневматической системе — давление в ресивере должно быть в пределах нормы.
  • Проверка работы стояночного тормоза — стояночный тормоз должен надежно удерживать автомобиль на месте.

Советы по эксплуатации тормозной системы ЗИЛ-130

  • Не используйте стояночный тормоз для торможения во время движения.
  • Регулярно проверяйте уровень тормозной жидкости.
  • При появлении признаков неисправности тормозной системы немедленно обратитесь в сервисный центр.
  • Не допускайте перегрузки автомобиля.
  • Следите за состоянием тормозных колодок и барабанов.
  • Регулярно проверяйте давление в пневматической системе.
  • Не допускайте попадания влаги и грязи в тормозную систему.

Заключение: Надежность и безопасность на дороге

Тормозная система ЗИЛ-130 — сложный и важный механизм, который обеспечивает безопасность движения. Понимание принципов ее работы и регулярное обслуживание поможет избежать аварийных ситуаций и обеспечить безопасную эксплуатацию этого легендарного грузовика.

Часто задаваемые вопросы (FAQ):
  • Как часто нужно менять тормозные колодки на ЗИЛ-130? Зависит от интенсивности эксплуатации, но рекомендуется проверять их состояние каждые 10 000 км пробега.
  • Какие признаки указывают на неисправность тормозной системы? Скрежет, вибрация, ухудшение тормозного усилия, течь тормозной жидкости.
  • Можно ли самостоятельно ремонтировать тормозную систему? Рекомендуется обращаться к специалистам, так как тормозная система — это важный элемент безопасности.
  • Какое давление должно быть в ресивере тормозной системы? Обычно 6-8 атмосфер.
  • Что делать, если педаль тормоза проваливается? Немедленно остановите автомобиль и проверьте уровень тормозной жидкости.
  • Как проверить работу стояночного тормоза? Поставьте автомобиль на ровную поверхность, включите стояночный тормоз и попробуйте сдвинуть автомобиль.
  • Какую тормозную жидкость использовать для ЗИЛ-130? Рекомендуется использовать тормозную жидкость, соответствующую требованиям производителя.
  • Что делать, если тормоза стали хуже тормозить? Проверьте уровень тормозной жидкости, состояние тормозных колодок, работу тормозных механизмов.
  • Можно ли использовать ЗИЛ-130 с неисправной тормозной системой? Нет, это опасно!
  • Как часто нужно проводить техническое обслуживание тормозной системы? Рекомендуется проводить ТО каждые 10 000 км пробега.
^